Историческая справка
Много лет назад, до тех пор, пока столицей Таиланда (Сиама) не стал город Бангкок, движение в Таиланде осуществлялось лишь по рекам и каналам, для перемещения по сухопутной части использовался рогатый скот, буйволы, лошади и слоны, которые были очень популярны среди людей, проводящих большую часть своего времени в путешествиях. Передвижение по железным дорогам оставалось неизведанным в то время.
Шло время, и в период правления короля Rama V (King Chulalongkorn), 9-го марта 1891 года было выпущено распоряжение о постройке первой железнодорожной ветки в Таиланде соединившей Бангкок и Накхон Ратчасима (Nakhon Ratchasima) в северо-западной части Таиланда. Заказ на постройку железнодорожной ветки был размещен у известного английского бизнесмена М-ра Кэмпбелла Министерством Общественных Сооружений Таиланда при содействии и одобрении короля Rama V (King Chulalongkorn).
Церемония по заложению "первого камня" была открыта королем Rama V (King Chulalongkorn) 9-го марта 1981 года. Открытие первой в Таиланде железной дороги, соединившей Бангкок с Аутаййя (Ayutthaya ), состоялось 26 марта 1894 года. Данный день вошел в историю, и является датой рождения железнодорожного транспорта Таиланда.
Первоначально, министерство железнодорожного транспорта, созданное в октябре 1890 года находилось в подчинении Министерства Общественных Сооружений. Позже оно было разделено на два департамента - Северный и Южный, контролирующие соответственно дороги по восточному и западному берегу реки Chao Phaya. Руководящими лицами этих двух департаментов, а также основная масса руководителей среднего и младшего звена были европейцами.
В порядке сокращения менеджерских затрат в период развития организации, два департамента железнодорожного транспорта были в конце концов, 5 июня 1917 года, объединены в один под названием Департамент Королевских Железнодорожных Путей Сиама. Новый департамент был вверен в управление Принцу Пурачатра Камбаенгбежр, ранее назначенному первым Главным Уполномоченным. С помощью своих способностей, безмерного трудолюбия и поддержки коллег Департамент значительно расширился и видоизменился. Во время его правления был представлен первый дизельный локомотив. Программа реформы железных дорог была полностью завершена в 1976 году, спустя 48 лет.
Во время объединения офисов Северной и Южной дорог, на Восточном Участке продолжали использовать стандартную ширину колеи в 1.4435 м, отличную от ширины колеи на Западном Участке, которая была равна одному метру. Это создавало большие неудобства процессу объединения. Королевским Решением было принято положение об унификации ширины колеи для построенных и будущих дорог стандартом в 1 метр. Уже построенные дороги должны были быть модернизированы в течение 10 лет для соответствия стандарту. Стандарт в 1 метр был выбран ввиду наличия точно такого же стандарта на ширину колеи в соседних странах, таких как Малайзия, Бирма, Камбоджа. Модернизация пути началась 20 ноября 1920 года и была закончена в 1930 году.
К окончанию времени правления Короля Чулалонгкорна (King Chulalongkorn) (1868-1910) общая длина поездных путей открытая для движения составляла 774 км. В конце правления Короля (Важаравудхис King) (1910-1925) общая длина составляла 1804 км и в период правления Королей Пражахипок (Кing Prajahipok) (1924-1934) и Короля Анандхамахидолис (King Anandhamahidolis) (1934-1946) протяженность дорог увеличилась на 418 и 259 километров. Общая протяженность железной дороги в 1946 году составляла 2481 км.
Можно констатировать тот факт, что Королевские Железные Дороги постепенно развивались и достигали выдающихся результатов в стране. Однако, в 1941 году началась Вторая Мировая Война и Сиам неизбежно почувствовал тяготы войны. Железнодорожные постройки, рельсовые пусти, мосты подвергались воздушным бомбардировкам и были практически все разрушены, так же как и Королевство в целом. К 1945 году Королевские Железные Дороги находились в состоянии сильной разрухи. Правительством немедленно была подготовлена программа восстановления железнодорожной инфраструктуры, которая должна была вернуть Железные Дороги в довоенное состояние.
В настоящее время железнодорожные пути имеют протяженность 4041 км, а железная дорога является самым большим предприятием в Таиланде относительно численности персонала. Общее количество работников составляет 26412 человек.